Главная | Регистрация | Вход | RSS Пятница, 03.05.2024, 08:23 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Русский языкФедорова Тамара Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Обобщающе-повторительный урок по русскому языку на тему «Это непростое простое предложение»(закрепление главных и второстепенных членов предложения). 8 класс.
Цели: 1. Обобщение сведений о простом предложении и о главных и второстепенных членах предложения.
2. Формирование умений правильно определять все члены предложения и способов их выражения .
3. Развитие навыков работы с текстом при закреплении учебного материала.
4. Дальнейшая работа по развитию творческих способностей учащихся.
Оборудование: 1. Картина И.И.Шишкина «Иней».
2. Текст «Мещёрский край» К.Г.Паустовского у каждого ученика. (Приложение 1).
3. Таблица «Тире между подлежащим и сказуемым». ( Приложение 2).
4. Творческие работы учащихся. (Приложение 3).
Ход урока.
1.Слово учителя. - «Это непростое просто предложение»- тема сегодняшнего урока. А что непростого может быть в простом предложении? Мы хорошо знаем, что - предложения по цели высказывания бывают… - предложения по интонации бывают… - по количеству главных членов бывают… - по наличию второстепенных членов бывают… - Любое простое предложение состоит из главных и второстепенных членов. А хорошо ли мы их знаем? Давайте сначала послушаем наших артистов.
2. Инсценировка отрывка из книги И.И.Постниковой, Т.Н.Зинченко, М.Н.Мораньковой, И.М.Подгаецкой «Это непростое простое предложение».
Театральная гостиная, в которой собрались ведущие актёры труппы – Части речи. Готовится постановка пьесы «Это непростое простое предложение». Слово взял режиссёр- Грамматика.
- В новой пьесе две главные роли: это Подлежащее и Сказуемое, образующие грамматическую основу предложения. Первым в списке действующих лиц (главные и второстепенные члены предложения) стоит Подлежащее. И это не случайно. Подлежащее обозначает предмет речи – то, о чём говорится в предложении, и поэтому является своеобразным хозяином предложения. К голосу его прислушивается второй главный член предложения – Сказуемое. Мне кажется, роль Подлежащего следует предложить именам Существительным.
- Вношу уточнение, - все повернули головы к Местоимению. – Прошу назначить основными исполнителями роли Подлежащего и нас. Не сочтите это нескромным … Если Существительное называет предмет, то Местоимение указывает на него.
- Однако, друзья, продолжал режиссёр, - и другие Части речи должны быть готовы к исполнению роли Подлежащего. Дублёрами основных актёров назначаются Прилагательное, Числительное, Наречие, а также формы Глагола – Причастие и Инфинитив. Обратите внимание эпизоды, где понадобятся усилия дублёров.
Режиссёр озабоченно перелистал пьесу и заметил:
- Хотя в основном мы определили артистов на роль Подлежащего, но следует иметь в виду вот ещё что: иногда для исполнения главной роли понадобятся не слова, а словосочетания … Взять хотя бы цельное словосочетание ( два товарища, брат с сестрой ) или фразеологические обороты ( стреляный воробей и др.). По силам ли нам это?
- Конечно! По силам! – зашумели Части речи.
- Вот и прекрасно, - заключила Грамматика.
3. Слово учителя. - И вот так же интересно можно рассказать обо всех членах предложения.
Хочу обратить ваше внимание на запись на доске. Термины «подлежащее» и «сказуемое» ввёл в языкознание М.В.Ломоносов.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения».
СКАЗУЕМОЕ – то, что сказано о подлежащем.
4. Тут к доске с обиженным видом выходят три ученика.
- Почему-то про нас никто ничего не говорит…
- А вы кто? – спросил у них учитель.
- Мы второстепенные члены предложения ! – хором ответили дети.
- А мы и вас с удовольствием послушаем, - подбодрил их учитель.
Дополнение (радостно): Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь.
Если задашь их без промедления -
Тут же отыщутся дополнения.
Определение (улыбаясь): Признак предмета или явления
Обозначают определения.
Чей? и Какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство (многозначительно): На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? и Куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да!
5. Слово учителя.
- Наконец-то мы выслушали всех действующих лиц. Приступаем к дальнейшему знакомству с ними. Итак, сегодняшняя цель нашего урока …(см. выше). В течение урока мы будем обращаться к тексту «Мещёрский край» и работать по картине И.И.Шишкина «Иней». Дома вы напишете сочинение по картине, опираясь на рассказ К.Г.Паустовского и используя материал урока.
6. Обобщающе- повторительные упражнения.
1) Закрепление сказуемого:
А)Объяснительный диктант. Задание: Подчеркнуть сказуемые, определить их вид. Рассказать о сказуемом.
Я хочу рассказать о своём проекте.
Сегодня выдалась хорошая погода.
Машина ехала лесом.
Б) Работа с текстом «Мещёрский край». Ученики выразительно читают текст и получают задание: 1-й ряд устно называет сказуемые и определяет их вид в первом абзаце, 2-й ряд – во втором, 3-й ряд – в третьем.
В) Творческий диктант. Работа по картине И.И.Шишкина «Иней». Задание: Составить и записать предложения со всеми видами сказуемых.
Например:
На ветках деревьев лежит иней.
Мы поражены красотой леса.
Я хочу прогуляться по зимнему лесу.
2)Слово учителя. – Во многих случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Рассмотрим таблицу, которая лежит перед каждым учеником.
Работа с таблицей « Тире между подлежащим и сказуемым» (см. Приложение 2).
Задание: Составить и записать предложения по картине «Иней», в которых между подлежащим сказуемым ставится тире (продолжение творческого диктанта).
Например:
Зима – прекрасное время года.
Наша задача – увидеть что-то необычное на картине И.И.Шишкина «Иней».
3)Закрепление второстепенных членов предложения.
А) Рассказать о дополнении и о его видах. Назвать дополнения и определить их вид в 1-ом и во 2-ом абзацах текста «Мещёрский край».
Творческий диктант. Задание: Опираясь на 2-й и 3-й абзац текста , составить несколько предложений с прямыми дополнениями по картине И.И.Шишкина «Иней».
Например:
На картине И.И.Шишкина «Иней» я вижу безмолвный лес.
На дальнем плане можно увидеть домик лесника.
Если долго всматриваться, можно услышать тихо падающий снег.
Б) Рассказать об определении и о его видах. Работа со словосочетаниями, записанными на доске. Задание: Устно заменить согласованные определения несогласованными, объяснить орфограммы.
Например:
Сови(н, нн)ые глаза – глаза совы.
Дубовый шкаф, деревя(н,нн)ый потолок, годовая программа, свинц…вые фигурки, кожа(н,нн)ое пальто, янтарное ожерелье.
Творческий диктант.
Задание: Составить и записать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями по картине И.И.Шишкина «Иней».
Например: Бирюзовое небо, молчаливый лес, пушистый иней, ковёр из снега… Вспомнить изобразительно – выразительные средства языка, применяемые при выполнении данного задания (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения…)
В) Рассказать об обстоятельстве и о его видах. Устно составить предложения с разными обстоятельствами по картине И.И.Шишкина «Иней».
Например:
В лесу очень тихо.
Из-за деревьев может выскочить заяц.
В морозный день приятно бродить по лесу.
4) Инфинитив. – Особого внимания требует к себе инфинитив. Он может являться всеми членами предложения. Работа с предложениями, записанными на доске. Задание: Определить, какими членами предложения является инфинитив.
Для меня жить – значит работать.
К вечеру мороз начал усиливаться.
Отец научил меня понимать музыку.
Ему очень пригодилось умение рисовать.
Он пришёл рассказать новости.
( Эти предложения в течение ряда уроков остаются на доске, чтобы учащиеся хорошо запомнили синтаксическую функцию инфинитива).
7. Выводы по уроку.
- Сегодня мы говорили о главных и второстепенных членах предложения – о совсем непростом простом предложении. Вы безошибочно находите их, определяете синтаксическую функцию, правильно употребляете в речи. Чтобы доказать это, поиграем в игру «Угадай своё место». (Учитель читает предложения, ученики, назначенные тем или иным членом предложения, становятся на своё место).
Сегодня мы будем кататься на лыжах.
Отпустил он рыбку золотую.
К походу мы начали готовиться заранее.
К обеду подали салат из молодой редиски.
Прощаясь, я жму его руку.
Сегодня мы говорили о непростом простом предложении.
( Учащимся можно предложить дополнительное задание: каждый член предложения называет свой вид.
Например: Сегодня – обстоятельство времени…
Рыбку – прямое дополнение…
Начали готовиться– составное глагольное сказуемое)
8. Слово учителя.
- В начале сегодняшнего урока первыми слово взяли Части речи. Этому не надо удивляться, потому что Части речи и Члены предложения – лучшие друзья. Ребята написали сказки о Частях речи, послушаем одну.
Ученица читает сказку. (Приложение 3.)
9. Итог урока.
10. Задание на дом.- На многих уроках мы работаем над развитием творческих способностей, развиваем свою речь: пишем стихи, рассказы, разные сочинения. Сейчас февраль, и об этом месяце можно написать и стихи, и сочинения. Мы послушаем одно стихотворение (Приложение 3), а вам надо будет написать сочинение по картине И.И.Шишкина «Иней», опираясь на рассказ «Мещёрский край» и используя материал урока.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |