Критерии рациональной организации урокаГигиенические критерии рациональной организации урока
Гигиеническая оценка урока проводится по следующим показателям, при миом используются данные хронометражных наблюдений:
-плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);
-количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание. рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
-длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);
-частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
-количество видов преподавания (словесный. наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения (ТСО), самостоятельная работа;
-частота чередования видов преподавания.
-наличие эмоциональных разрядок (поговорка, известное высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.д.), взаимосвязь их с психологическим микроклиматом в классе;
-соблюдение правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока; -длительность физкультминуток и гимнастики для глаз, которые должны проводиться с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения;
-момент снижения учебной активности школьников как показатель утомления.
Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений в ходе урока.
№п/п |
Факторы урока |
рациональный урок |
недостаточно рациональный |
нерациональный |
1 |
Плотность урока |
Не менее 60% и не более 75-80% |
85-90% |
Более 90% |
2 |
Количества видов деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
3 |
Средняя продолжительность видов учебной деятельности |
не более 10 мин |
11-15 мин |
более 15 мин |
4 |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
смена не позже, через 7 мин |
смена через 11-15 мин |
смена через 15-20 мин |
5 |
Количество видов преподавания |
не менее 3-х |
2 |
1 |
6 |
Чередование видов преподавания |
не позже, чем через 10-15 мин. |
через 15-20 мин |
Не чередуются |
7 |
Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
1 |
нет |
8 |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими требованиями |
С частичным соблюдением гигиенических норм |
В произвольной форме |
9 |
Чередование позы |
Позы чередуются в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролирует ся учителем |
10 |
Наличие, место. содержание и продолжительность физкультминуток |
На 20-35 мин урока по 1 мин Из 3-х легких упражнений с 3-4повторениями каждого. |
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью |
Отсутствуют |
11 |
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоцииИмеются случаи отрицательных эмоций. |
Урок эмоционально индифферентен. |
Преобладают отрицательные эмоции |
12 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению активности |
Не ранее 40 мин. |
Не ранее 35-37 мин. |
До 30 мин. |
|